Женщина - Дневник

Мой дневник

Итог по детскому эпигенезу - задачи, кризисы, проблемы.
Подведу итоги детским кризисам. Напомню, что эпигенез связан с 3 стадиями и 3 кризисами детского развития. –1.1.ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (1й год жизни) ЗАДАЧА. Переход от биологического к социальному типу развития, овладение диалогом, взаимодействие с предметами, обособление от взрослых. КРИЗИС. Распад «МЫ» и появление «формы-Я» (разрушение прежнего слияния с матерью). Проявляется в мрачности, плаксивости, нарушении сна, утрате аппетита, др. Резкое стремление к независимости + обострение чувствительности к влиянию. НОВОЕ (образование/способности): Хождение и развитие речи, как свидетельство преодоления ребенком предыдущей стадии развития. Вместо единства матери и ребенка, появляются двое – взрослый и дитя. ПРОБЛЕМЫ. Нарушение привязанности и близости с Другими. Нет доверия, тревожность. Беспомощность. Оральная фиксация «Хватать, брать, поглощать». Заболевания и др. –1.2.МОТОРНАЯ СТАДИЯ (1-4 г) ЗАДАЧА. Видоизменение предыдущих отношений ребенка и родителей. Самостоятельное удовлетворение потребностей (Я сам). Стремление быть как взрослый (в делах, в поведении). КРИЗИС. Негативизм (отказ подчиняться). Упрямство (настаивает на своем). Непокорность (протест против порядков, запретов). Произвол (бунт против опеки). Капризность (делает все наоборот). НОВОЕ. Стремление к автономности. Отделение себя от взрослых. Желание подражать их действиям. Кризис 3х лет разрешатся при переходе к игровой деятельности ПРОБЛЕМЫ. Компульсивность, сложности с автономией, телесное перенапряжение, проблема «дать» (жадность/транжирство). Болезни и др. –1.3ЭДИПАЛЬНАЯ СТАДИЯ (4-7 лет) ЗАДАЧА. Эдип + Ролевые игры и приобщение к миру взрослых. Затем переход от игры к новой деятельности – учебной. Формирование внутренней потребности к такому изменению. КРИЗИС. Перестаёт радовать игра. Утрата детской непосредственности. Неуравновешенность, вспышки гнева/плача, глубокая обида, избегание общения. НОВОЕ. Расширение познавательной, эмоциональной, сенсорной, мотивационно-волевой сфер. Развитие самосознания и самооценки. Появление внутренней речи (моральной саморегуляции), переживаний, которые ребенок скрывает (не показывает взрослым). ПРОБЛЕМЫ. Преждевременное взросление. Эдипов конфликт. Регресс, отказ от взросления, заторможенность. Фобии. Отсутствие готовности к школе, нет стремления к овладению новым (знания,др). Заболевания. Таким образом, каждый возрастной рубеж нацелен на новый виток психологического роста и развития личности, однако неизбежно сопровождается кризисом и детскими переживаниями из-за ломки старого. При затруднениях в прохождении – возможны заболевания, в т.ч. психосоматические. О детской психосоматике подробнее напишу в последующих статьях. #психологияразвития, #эдиповкомплекс, #развитиедетей, #возрастныекризисы, #развитиеличности,
Эпигенез. Кризис 1.3
Как проявляется 3-й кризис? Что происходит с телом? Какие опасности подстерегают? Три основных вектора развития в третьем периоде эпигенеза (возраст 4-6 лет): 1.ЭДИП и его переработка. Позитивный Эдип (+), когда девочка смотрит на маму и хочет быть как она (и чтобы папа любил ее, как маму), а мальчик хочет быть как папа (и чтобы мама любила его, как папу). При нарушении (+) происходит избегание любви, дефицит мужественности/женственности. Негативный Эдип (-), когда девочка отказывается быть как мама (мать отвергающая, неблагополучная, холодная), а мальчик – как папа. Результат – смещение идентичности (феминный мальчик, девочка). 2.РОЛЕВАЯ ИГРА Если нет игр (нет сюжетов, не лепит, не рисует, не конструирует) – проблема. Два исхода: а) Преждевременное взросление (много помощи родителям, по хозяйству, с младшим ребенком, при этом – отказ от себя, от детскости, легкости, радости); б) Отказ от взросления (регресс на предыдущие фазы развития), отсутствие готовности к школе. 3.СЕКСУАЛЬНОСТЬ в этом возрасте инфантильная. Возможна мастурбация (но без содержания), как способ снятия напряжения. Родительские запреты (грязно, стыдно) и их собственная неловкость, могут напугать ребенка. Итог – проблема в снятии либидинозного заряда, последующая невротизация, психосоматическая симптоматика. Маме важно принимать ТЕЛО (свое, девочки), в противном случае (не принятие тела – страшное, болеющее и др) – девочка будет отвергать свою женственность, мать передаст ей ощущение «плохости», страх удовольствий. Компенсация в будущем: 1)Чрезмерная, подчеркнутая сексуальность, 2)Холодная, недоступная, конкурирующая с М. Итак, КРИЗИС 1.3 влечет за собой: ОПАСНОСТЬ-1. Преждевременное взросление. Отказ от себя. ОПАСНОСТЬ-2. Регресс. Отказ от взросления ОПАСНОСТЬ-3. Дефицит мужественности / женственности ОПАСНОСТЬ-4. Негативный Эдип ОПАСНОСТЬ-5. Чрезмерное чувство Вины. Самообвинение ОПАСНОСТЬ-6. Телесное напряжение (мышечное/психическое) из-за запрета на сексуальные проявления; проблемы мочеиспускание (недержание/задержки) и др ОПАСНОСТЬ-7. Фиксации – сложности с сексуальностью и идентичностью (М и Ж), печальные любовные взаимоотношения, любовные треугольники. Как Вы считаете, какая из «опасностей» наиболее распространенная? #психологияразвития, #эдиповкомплекс, #развитиедетей, #возрастныекризисы
Эдип. Ролевая игра
Возраст 4– 6 лет ставит очередную серьезную задачу перед ребенком. И прежде, чем перейти к латентной фазе, необходимо разрушить Эдипов комплекс. Это период еще большего стремления к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. К жизни взрослых ребенок приобщается: 1)через овладение предметным миром и помощи родителям (в действиях) 2)через подражание взрослым (в мыслях, в воображении) 3)через игру со сверстниками (игровая идентификация со взрослыми) Особенность этого периода – сюжетно-ролевые ИГРЫ, влияющие на развитие ребенка (мышление, поведение, волю) и на его творческую деятельность (фантазию, конструирование, символизацию). В таких играх он и актер, и автор, и декоратор. Он учится моделировать межличностные отношения, расширяет познания (о правилах жизни, о других людях, о своем Я и саморегуляции). Игры очевидны в этом возрасте. А что ускользает из поля зрения родителей? Это психо-сексуальное становление ребенка. Примеряя на себя отцовскую и материнскую роль, он не только идентифицирует себя с родителями, но и попадает в своеобразный «треугольник», стремится «завладеть» любовью и вниманием одного из родителей (при этом злится на 2-го). Мальчик может агрессивно захватывать внимание матери (агрессивность – подтверждение его сексуальности), если мать гордится им, это триумф для него. И наоборот, если мать пресекает мальчишескую агрессию, тогда отсекает и проявление его сексуальности («урожай» поспеет в его взрослости). Не бывает сексуальности без агрессии, агрессивный компонент сексуальности может проявляться через игру со сверстниками (воинственные роли). Девочки в это время разыгрывают «готовность к нападению», «открытые границы». Задача возраста – снизить либидинозный заряд (через сублимацию, преобразование в нежные побуждения). При соучастии взрослых, постепенно формируется здравый смысл, умение контролировать свои импульсы. Таким образом, возрастной задачей, помимо «Инициативы в ИГРЕ» (ведущей деятельности и естественного развития ребенка) является также переработка ЭДИПА. Эдипов комплекс должен быть прожит и обработан, его невозможно избегнуть/вытеснить без последствий. О нарушениях и осложнениях – в следующей статье. #психологияразвития, #эдиповкомплекс, #возрастныекризисы
7 опасностей (кризис-1.2)
Как проявляется 2-й кризис? В чем сложность? Что происходит с телом? Какие опасности подстерегают? Три основных вектора развития во втором периоде эпигенеза (возраст 1-4 лет) – это: 1.АВТОНОМИЯ. Когда мать стаёт помехой для развития автономии и исследований ребенка (чрезмерно опекает, удерживает, пугает), тогда она мешает ему сформировать навык независимости (в делах, в поступках), необходимый взрослому человеку, и по итогу - сохраняется инфантильная позиция (даже когда он повзрослеет). А если мать рано отталкивает малыша (мало утешает), тогда ребенок слишком рано взрослеет (лишается детства, радости) и имеет слабый навык самоутешения (остро переживает каждый стресс). 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (приучение к порядку, нормам) напрямую связана с нравоучениями и санкциями. Наказания могут быть как физической природы, так и психологической (лишение ребенка родительского тепла/улыбки). Цель воспитательных санкций – взывание к стыду. И если у взрослого много СТЫДА, навязчивости, потребность «дела делать» - это фильтр соответствия ожиданиям родителей. 3.АГРЕССИЯ (управление ею). Ребенок ощущает родителей всемогущими и ему очень важно заслужить их любовь. Периодически всемогущество «вселяется» в самого ребенка (благодаря его идентификации с родителями), проявляется агрессивность, затем желание репарации (вернуть любовь родителей), но если родители пресекают рапарационные шаги, ругают (стыдят) ребенка, тогда закрепляется потребность угождать, а в худшем случае – самоотчуждение (от своей агрессии, от СЕБЯ). Итак, КРИЗИС 1.2 влечет за собой: ОПАСНОСТЬ-1. Проблема с автономией. ОПАСНОСТЬ-2. Чрезмерная стыдливость. ОПАСНОСТЬ-3. «Отдаление» от себя, от своей подлинности в угоду родительским ожиданиям/требованиям. ОПАСНОСТЬ-4. Компульсивность – навязчивые ритуалы, излишняя чистоплотность, труд. ОПАСНОСТЬ -5. Телесные проблемы – со стулом (расстройство/удержание), с перенапряжением (мышечным/психическим) и др. ОПАСНОСТЬ -6. Проблема с символическим мышлением (лепка, рисование, сочинения). ОПАСНОСТЬ -7. Фиксации. Проблема «ДАТЬ» (накопительство, жадность) «Опасность-3» - наиболее коварная, чрезмерно распространенная, недооцененная в своих патологических влияниях на всю последующую жизнь человека. Позже я подробнее опишу о той беде, что подстерегает, при игнорировании возможных «опасностей» #психологияразвития, #развитиедетей, #возрастныекризисы,
Показать еще записи в дневнике