Мой дневник

О женщине
Что такое женская идентичность? Как происходит становление Женщины? Какие сложности ее подстерегают? ⠀ «Женская идентичность» - это особая часть «Общей идентичности» (которой посвящена прошлая публикация). И в современном обществе при определении «Женской идентичности» (точно так же как в общей) акценты смещаются на «социальные» компоненты (роли/обязанности, востребованные социумом), а «личностные» и «биологические» оттесняется на второй план. ⠀ СОЦИАЛЬНЫЙ компонент женской идентичности, как принадлежность к женщинам (страны, рода, Земли), а также разнообразные статусы и роли. Например: – «Я – как все женщины моего рода» – «Я - мать», «Я - жена», «Я - хозяйка», др. ⠀ ЛИЧНОСТНЫЙ компонент женской идентичности: – женские психологические особенности (+ / -); – демонстрируемое «Женское» и глубинное переживание своего женского (+ / -); –женская сущность; – конфликтующее «Женское» (внутренние конфликты, ) и др. ⠀ ПРИРОДНЫЙ компонент: – биологическое «Женское» - принятие природных женских функций (репродукция, месячные, материнство), – телесное «Женское» - принятие внешности, фигуры, груди (форма, тактильность и др), – сексуальное «Женское» - принятие половых органов, функций и др. ⠀ Женщина может исправно выполнять свои социальные роли, как мать, как хозяйка (в виде заботы, множества дел, порядка в доме, вкусной еды, решения массы бытовых вопросов). Но это лишь один из слоев «женской идентичности», в то время как 2-й слой (личностный) и 3-й (природный), будучи очень заряженными, масштабными, а порой травматическими могут оказывать свое влияние (явное/скрытое) на жизнедеятельность женщины. ⠀ В последующих статьях буду писать больше о природном и личностном, чем о социальном компоненте: –о внутренней, глубинной стороне Женской идентичности (о переживаниях «женского», о скрытых конфликтах, др). – о «природной» стороне Женской идентичности и связью с женскими заболеваниями.
Символика мужского и женского
Хочу задать Вам вопрос. Удавалось Вам, приглядевшись по сторонам, заметить символы, характерные для мужского и женского начала? Что это было? ⠀ Возможно, Вы замечали что-то в явлениях природы? Например, когда задувает метель, укутывая снегом всё вокруг. Можно ли уловить в метели женское начало? Или вдруг раскатистый гром пронзает небо. Нет ли здесь связи с мужской символикой? ⠀ А может, проще рассмотреть такие символы в стихиях? Вода, огонь, земля, воздух. Что напоминает мужское, а что женское? ⠀ А если присмотреться к формам? Какие ассоциации приходят, гладя на предметы с округлыми формами или с углублениями? А если посмотреть на пик, молот или другие выступающие формы? ⠀ Вокруг нас очень много предметов/явлений, несущих в себе символический смысл «женского» и «мужского». А значит, «пол» человека можно интерпретировать не только по категориям ( 1. Био-, 2.Психо-, 3.Социо), но и через символы. ⠀ МУЖСКОЕ - это символика бога, света, напора, власти, силы. И тогда активность, целеустремленность, рациональность, творческое созидание и др. символизируют маскулинность. ЖЕНСКОЕ - это символика природы, тьмы, мягкости, хаоса, зарождения жизни. И тогда пассивность, вынашивание, эмоциональность и др. символизируют феминность. ⠀ Такой мужско-женский символизм отражает культуру, гендерную иерархию общества, сложный процесс конструирования мужских и женских ролей, ментальных и эмоциональных характеристик, паттернов поведения. А сам конструкт гендера базируется на противопоставлении «мужского» и «женского» и подчинении женского начала мужскому. ⠀ Сложность в том, что такое противоборство происходит не только вовне (между реальными М и Ж), но и ВНУТРИ КАЖДОГО из нас, потому что Женщине доступно развивать свои маскулинные тенденции (помимо феминных), а Мужчине – феминные (помимо маскулинных). Такой процесс не простой, иногда требуются «жертвы». Примером «жертв» является ПОДЧИНЕНИЕ женского начала мужскому, и даже ОТВЕРЖЕНИЕ женского - при чрезмерной активации маскулинности у Женщины.
Итог по детскому эпигенезу - задачи, кризисы, проблемы.
Подведу итоги детским кризисам. Напомню, что эпигенез связан с 3 стадиями и 3 кризисами детского развития. –1.1.ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (1й год жизни) ЗАДАЧА. Переход от биологического к социальному типу развития, овладение диалогом, взаимодействие с предметами, обособление от взрослых. КРИЗИС. Распад «МЫ» и появление «формы-Я» (разрушение прежнего слияния с матерью). Проявляется в мрачности, плаксивости, нарушении сна, утрате аппетита, др. Резкое стремление к независимости + обострение чувствительности к влиянию. НОВОЕ (образование/способности): Хождение и развитие речи, как свидетельство преодоления ребенком предыдущей стадии развития. Вместо единства матери и ребенка, появляются двое – взрослый и дитя. ПРОБЛЕМЫ. Нарушение привязанности и близости с Другими. Нет доверия, тревожность. Беспомощность. Оральная фиксация «Хватать, брать, поглощать». Заболевания и др. –1.2.МОТОРНАЯ СТАДИЯ (1-4 г) ЗАДАЧА. Видоизменение предыдущих отношений ребенка и родителей. Самостоятельное удовлетворение потребностей (Я сам). Стремление быть как взрослый (в делах, в поведении). КРИЗИС. Негативизм (отказ подчиняться). Упрямство (настаивает на своем). Непокорность (протест против порядков, запретов). Произвол (бунт против опеки). Капризность (делает все наоборот). НОВОЕ. Стремление к автономности. Отделение себя от взрослых. Желание подражать их действиям. Кризис 3х лет разрешатся при переходе к игровой деятельности ПРОБЛЕМЫ. Компульсивность, сложности с автономией, телесное перенапряжение, проблема «дать» (жадность/транжирство). Болезни и др. –1.3ЭДИПАЛЬНАЯ СТАДИЯ (4-7 лет) ЗАДАЧА. Эдип + Ролевые игры и приобщение к миру взрослых. Затем переход от игры к новой деятельности – учебной. Формирование внутренней потребности к такому изменению. КРИЗИС. Перестаёт радовать игра. Утрата детской непосредственности. Неуравновешенность, вспышки гнева/плача, глубокая обида, избегание общения. НОВОЕ. Расширение познавательной, эмоциональной, сенсорной, мотивационно-волевой сфер. Развитие самосознания и самооценки. Появление внутренней речи (моральной саморегуляции), переживаний, которые ребенок скрывает (не показывает взрослым). ПРОБЛЕМЫ. Преждевременное взросление. Эдипов конфликт. Регресс, отказ от взросления, заторможенность. Фобии. Отсутствие готовности к школе, нет стремления к овладению новым (знания,др). Заболевания. Таким образом, каждый возрастной рубеж нацелен на новый виток психологического роста и развития личности, однако неизбежно сопровождается кризисом и детскими переживаниями из-за ломки старого. При затруднениях в прохождении – возможны заболевания, в т.ч. психосоматические. О детской психосоматике подробнее напишу в последующих статьях. #психологияразвития, #эдиповкомплекс, #развитиедетей, #возрастныекризисы, #развитиеличности,
Эпигенез. Кризис 1.3
Как проявляется 3-й кризис? Что происходит с телом? Какие опасности подстерегают? Три основных вектора развития в третьем периоде эпигенеза (возраст 4-6 лет): 1.ЭДИП и его переработка. Позитивный Эдип (+), когда девочка смотрит на маму и хочет быть как она (и чтобы папа любил ее, как маму), а мальчик хочет быть как папа (и чтобы мама любила его, как папу). При нарушении (+) происходит избегание любви, дефицит мужественности/женственности. Негативный Эдип (-), когда девочка отказывается быть как мама (мать отвергающая, неблагополучная, холодная), а мальчик – как папа. Результат – смещение идентичности (феминный мальчик, девочка). 2.РОЛЕВАЯ ИГРА Если нет игр (нет сюжетов, не лепит, не рисует, не конструирует) – проблема. Два исхода: а) Преждевременное взросление (много помощи родителям, по хозяйству, с младшим ребенком, при этом – отказ от себя, от детскости, легкости, радости); б) Отказ от взросления (регресс на предыдущие фазы развития), отсутствие готовности к школе. 3.СЕКСУАЛЬНОСТЬ в этом возрасте инфантильная. Возможна мастурбация (но без содержания), как способ снятия напряжения. Родительские запреты (грязно, стыдно) и их собственная неловкость, могут напугать ребенка. Итог – проблема в снятии либидинозного заряда, последующая невротизация, психосоматическая симптоматика. Маме важно принимать ТЕЛО (свое, девочки), в противном случае (не принятие тела – страшное, болеющее и др) – девочка будет отвергать свою женственность, мать передаст ей ощущение «плохости», страх удовольствий. Компенсация в будущем: 1)Чрезмерная, подчеркнутая сексуальность, 2)Холодная, недоступная, конкурирующая с М. Итак, КРИЗИС 1.3 влечет за собой: ОПАСНОСТЬ-1. Преждевременное взросление. Отказ от себя. ОПАСНОСТЬ-2. Регресс. Отказ от взросления ОПАСНОСТЬ-3. Дефицит мужественности / женственности ОПАСНОСТЬ-4. Негативный Эдип ОПАСНОСТЬ-5. Чрезмерное чувство Вины. Самообвинение ОПАСНОСТЬ-6. Телесное напряжение (мышечное/психическое) из-за запрета на сексуальные проявления; проблемы мочеиспускание (недержание/задержки) и др ОПАСНОСТЬ-7. Фиксации – сложности с сексуальностью и идентичностью (М и Ж), печальные любовные взаимоотношения, любовные треугольники. Как Вы считаете, какая из «опасностей» наиболее распространенная? #психологияразвития, #эдиповкомплекс, #развитиедетей, #возрастныекризисы
Показать еще записи в дневнике