Мой дневник

Проблемы идентичности
Cегодня я Вам вкратце расскажу о проблемах, которые возникают из-за недооценки некоторых компонентов нашей идентичности. Человек хорошо осознает свою «Социальную» идентичность, так как вся система современного образования настроена на то, что востребовано в 1-ю очередь обществом – а это и гражданские позиции, и профессионализм, и др – (сама личность и ее внутренний мир не является первостепенной). ⠀ СОЦИАЛЬНЫЙ компонент идентичности: ⠀ – принадлежность к этносу (укр/русс), к местности (одесситка/москвичка), ⠀ – принадлежность к группе, профессии (сотрудница / руководитель) ⠀ – принадлежность к семье (дочь/мать) – принадлежность к религии и т.д ⠀ Многие с легкостью описывают себя как «Я - европейка», «Я-избиратель», «Я - специалист» и делают большие акценты на собственной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в том числе на материальных достижениях, владениях, навыках), на СЕМЬЕ, на своем мировоззрении. Всё это подтверждает понимание человека своей социальной идентичности. ⠀ Однако наша идентичность включает не только «социальный» компонент, но также и «личностный», и «природный». Сложности появляются при определении «личностного» (более глубинного, скрытого, индивидуального). ⠀ ЛИЧНОСТНЫЙ компонент идентичности: – персональные качества, особенности характера (+ / -) – демонстрируемое «Я» и глубинное эмоциональное отношение к себе (+ / -); – экзистенциальное «Я» (моя сущность) – конфликтующее «Я» (злость, внутренние конфликты) и др. ⠀ Еще сложнее с ПРИРОДНЫМИ компонентами: – моё биологическое «Я» - принятие природных функций, – моё телесное «Я» - принятие физиологических данностей, – моё сексуальное «Я» - принятие половых органов, функций и др. Чем меньше осознания «личностного» компонента, тем в большем количестве вытесняется «психическая часть жизни», возникают трудности в коммуникациях, в самораскрытии, саморефлексии, актуализации своей уникальности. ⠀ Чем меньше осознания «природного» компонента, тем больше вытесняется «телесно-инстинктивная часть жизни», что может отражаться на физическом и психическом состоянии, а также на психо-соматическом здоровье. ⠀ #идентичность, #консультацияпсихолога, #услугипсихолога, #психологическаяпомощь, #психологконсультация
Про идентичность
«Идентичность» – это психологический феномен, позволяющий каждому из нас чувствовать свою уникальность, личностную ценность, самоотождествленность, целостность, зрелость, осознавать смыслы своего существования. Это и чувство, и сумма знаний о себе, и паттерны поведения, и синтез всех характеристик человека, объединенных в уникальную структуру. ⠀ Структура является динамической, развивается на протяжении всей жизни (начиная с самого раннего детства, приобретая более четкое «оформление» в подростковом возрасте и отрочестве). Но ее развитие неравномерное – кристаллизуется, через преодоление каждого возникающего кризиса. ⠀ Идентичность – это результат процесса самопознания, самопонимания, отождествления. Может проявляться как: - позитивная и негативная, - осознаваемая и неосознаваемая, - актуальная и виртуальная, - реальная и идеальная, - личностная и социальная, - приобретенная и заимствованная и др. ⠀ Однако, при столкновении с тяжелыми кризисами и травматическими событиями, могут возникать сложности в структурировании идентичности. ⠀ И тогда, вместо «достигнутой», конструируется диффузная или спутанная идентичность, сопровождающаяся рядом сложностей: - непонимание «Кто же Я на самом деле?», «Чего хочу?», «Куда и зачем направляюсь?», - нарушается непрерывность (прошлое-настоящее-будущее), - не воспринимается часть себя (например, отвергается телесное или женское) и др. ⠀ Продолжение – в следующей публикации.
Здоровье и ДОВЕРИЕ
Чувство «ЗДОРОВЬЯ» человека связано с его ВИТАЛЬНОСТЬЮ (полнотой жизненных сил), с ощущением, пронизывающим всё (от поверхности до глубины), переживаемое как сознательно, так и едва сознательно, а также вовсе бессознательно. Фундаментальной предпосылкой «витальности» является «базисное ДОВЕРИЕ», включающее: 1).Доверие к людям - это чувство неизменной расположенности к себе других людей; 2).Доверие к себе – расположенность к самому себе; 3).Доверие к миру в целом (внешней реальности). Формируется на основании самого раннего детского опыта (1-го года жизни), В младенчестве наиболее значимым является контакт с матерью. Она питает, заботится, оберегает, целует, любит, улыбается, согревает, напевает, ухаживает, баюкает, успокаивает… Потребности малыша просты и он желает их прямого удовлетворения. Например, получение тепла - при холоде, еды – при голоде... Очень важным является умение матери «сонастроиться и улавливать» потребности малыша и его ритм, удовлетворять их верно и своевременно, окружить ребенка «ансамблем» внимания (ментального, аффективного, интуитивного), чтобы помочь ему избежать боли от фрустрации. Бесценной становится материнская способность к контейнированию детских переживаний (спокойное выдерживание сильных эмоций, импульсов). Мать не только защищает ребенка от внешних травм (шум, температура, плохая еда), но также ограждает его душевный мир от встречи с чрезмерным чувством беспомощности, провоцирующим тревогу исчезновения, дезинтегрирующим раннюю самость. Мать трансформирует болезненные чувства ребенка в утешение, смягчает его страхи, и т.о помогает ему их переносить. И если младенцу ПОВЕЗЛО быть «окутанным в защитной мантии» материнской заботы и ощутить «единство с мамой» (при совпадении его желаний и ее действий), тогда он оказывается в атмосфере надежности и безопасности, формируется базовое доверие, определяющее хорошие отношения с реальностью, с людьми, с собой. Если НЕ ПОВЕЗЛО, малыш ощущает себя в атмосфере угрозы и опасности (нет сонастройки с мамой, ее действия не совпадают с его желаниями), возрастает напряжение, страх, бессилие, недоверие к другим и себе (телу), слабая витальность. Как Вы считаете, каким образом это впоследствии отразится на общем состоянии здоровья? #психологияличности #психологияразвития #здоровье