Боль - Дневник

Мой дневник

ВОПРОС
ВОПРОС-1 (Светлана Д.). У меня очень часто болит голова. Я уже проходила МРТ головного мозга и МРТ с контрастом и все хорошо, но голова очень сильно болит. ОТВЕТ. Если органических причин не обнаружено, можно предположить психосоматическую природу Ваших болей. Головная боль может быть реакцией на чрезмерные переживания, внутреннее напряжение, внешние стрессоры, эмоциональный конфликт и другое. Чтобы определить, источник боли конкретно в Вашем случае, необходимо провести индивидуальное психологическое обследование. И если подтвердится психологический источник боли, то с помощью специальных упражнений и психо-соматической терапии можно минимизировать головную боль и даже «свести на нет». ВОПРОС-2 (Наташа С.). Добрий день. Скажіть чи можуть болі в черевній порожнині, які мучають уже 8 років, бути психологічного характеру. ОТВЕТ. Боль, локализованная в любой части тела, может быть как физиологического, так и психологического происхождения. Необходимо вначале провести медицинское обследование, чтобы исключить органические повреждения или заняться их лечением. После чего - исследовать психологические факторы, которые могут быть как личного, так и семейного характера; или реакцией на тяжелое событие, произошедшее 8 лет назад, или накопившиеся переживания, нашедшие "слабое звено" в теле в виде брюшной полости. Причин может быть много. Надо проводить психологическую диагностику индивидуально. #психосоматика #симптомыБолезни #причиныБолезни #психосоматические #БлаговаНаталия Консультации психолога https://blagova.com.ua/consultation/
Экзистенциальная данность психотравмы
Чтобы пережить психологическую травму, суметь не только принять ее, но и трансформировать на благо себя и своей жизни, требуется иной взгляд, позволяющий рассмотреть травму как экзистенциальную данность человеческого существования (его бытия) Травма — это неизменная данность, неизбежное условие существования человека, которое проявляется в неминуемом столкновении с критическими стрессовыми событиями жизни, которые не зависят от воли самого человека. Травма — это не просто болезненное состояние, от которого следует избавиться, а человеческое страдание, переживание , через которое нужно пройти, завершить и преобразовать в целях изменения себя и своей жизни. Травма —это то, что помогает постичь глубокий смысл человеческого страдания и необходимость переработки переживания в жизни каждого человека. Травма — это то, что бросает экзистенциальный вызов жизни и способу существования человека в мире и ставит его перед необходимостью фундаментальных жизненных изменений. Травма — это не пожизненный приговор, а реальное жизненное событие, при помощи которого можно трансформировать качество своей жизни, преобразовать личность, восстановить свои жизненные силы и приумножить возможности. Работа с травмой пробуждает дремлющие в человеке жизненные силы, его природное начало. Она направляет силу его жизненности, его инстинкта во благо исцеления и преобразования человека. Таким образом, травма — это шанс для преображения человеком своего тела, личности и жизни В исцелении травмы можно применять соматический подход, использующий единство тела, сознания и духа, позволяющий проникнуть в глубинные, тайные и бессознательные слои человеческой природы. Терапия травмы, обращаясь к телу и пробуждая жизненные силы и энергии человека, может пробудить и его духовное начало, психические силы. Психотерапия открывает путь к исцеляющим внутренним состояниям, и позволяет использовать шанс "пробуждения". Таким образом, ТРАВМА может звучать жизнеутверждающе, так как содержит в себе потенциал и важнейшую силу, способную вызвать психологическое, социальное, духовное пробуждение для развития человека.
Горе. Норма и патология переживания
Утрата значимого человека - наиболее тяжелое психическое переживание. Причем утрата может быть вызвана как смерью значимого человека (супруг, любимый, друг, родственник), так и разрывом отношений (развод...) Реакция на утрату характерна для всех культур. Выделяют определенный перид для горевания, который условно принимается за норму. Разница между нормой и патологией горя - в длительности и интенсивности переживаний. Осложненное горе возникает, если описанное течение переживания замедляется, приостанавливается или появляются сложности с интеграцией утраты и приобретением нового опыта. Порой утрата воспринимается как потеря "части себя". Или существует сильная зависимость от умершего (ушедшего), тогда теряется представление о себе как о сильном человеке, способном справляться с трудностями. Появляются чувства беспомощности, растерянности, безысходности, что затягивает процесс переживания утраты. Нет ресурсов. Требуется сторонняя помощь (в частности - специалиста). Нормальная реакция на утрату длится 3-18 месяцев. Утрата затрагивает: - эмоциональную - физическую - психическую сферы (интеллектуальная сфера, изменения поведения) 1. Физические проявления: - проблемы с желудком (мутит, крутит); - напряжение воротниковой зоны; - напряжение в горле (не может говорить, глотать); - повышенная чувствительность к шуму; - нехватка воздуха (ощущение, что невозможно нормально дышать); - мышечная слабость; - отсутствие энергии; - сухость во рту; - кратковременная деперсонализация, дереализация. 2. Эмоциональная сфера: - печаль; - гнев, агрессия; - чувство вины и самообвинения (аутоагрессив. тенденции); - тревога; - чувство одиночества (бывает связано с чувством небезопасности); - утомление и усталость (может переживаться как апатия); - беспомощность (связана с тревогой); - шок (ощущение оглушенности, паники, беспокойства); - тоска; - облегчение (когда человек долго болел); - освобождение (если напряженные и амбивалентные отношения с умершим); - оцепенение (защита от наплыва чувств и если есть страх не справиться с ними). 3. Интеллектуальная сфера: - мысли рассеяны, трудная концентрация; - неверие; - спутанность и забывчивость; - навязчивые мысли об умершем (ушедшего), об обстоятельствах смерти, о том как его вернуть; - ощущение присутствия умершего (ушедшего); - "галлюциноз" (иллюзии). 4. Изменение поведения: Возникают часто и проходят сами по себе. - нарушения сна. Если не проходят через несколько недель - то либо это депрессивные тенденции, либо возможны страхи (уснуть и не проснуться; одна в постели; приснится умерший). - нарушения аппетита; - безотчетные действия : по прежнему накрывают стол на умершего (ушедшего); - избегание социума; - сберегание вещей умершего (ушедшего); - избегание всего, что напоминает об умершем (ушедшего); - поиск и призывание умершего (ищут в толпе, машинально набирают № телефона, говорят имя); - активность без устали; - плач; - частое посещение памятных мест (если слишком часто - это чувство вины, признак амбивалентных чувств). При осложненном горе могут появляться элементы психопатологии, например, галлюцинации, деперсонализации, витальная депрессия, а естественные проявления горя достигают необычной интенсивности или "застывают" во времени. К осложненному горю приводят: а. внезапная или неожиданная утрата, б. утрата, вызвавшая двойственные чувства, прежде всего гнев и самообвинение, в. утрата, с которой были связаны отношения чрезмерной зависимости, породившие отчаянную тоску, г. множественные утраты на протяжении незначительного времени, д. отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения. Даже через год после утраты вполне естественно переживать горе, принимая во внимание индивидуальные темпы "работы горя". Но, если миновало несколько лет, или признаки горя существенно мешают в жизни, тогда следует говорить об осложненном горе. Среди всех горюющих оно составляет не более 10— 15%. К его признакам, которые не всегда сами по себе специфичны, можно отнести следующие^ После утраты полностью меняется стиль жизни или привычки, возникает сильная тенденция избегать людей или активности, связанных с ней. Отождествление достигает степени принятия даже тех черт или форм поведения ушедшего, к которым ранее относились отрицательно. Появляется страх умереть от той же самой болезни. Человек не может заставить себя посетить кладбище и принять участие в ритуалах или, наоборот, полностью поглощен этой деятельностью. Алкоголь или седативные средства употребляются в больших количествах. Появляются навязчивые мысли об утрате и ее деталях, ушедший превращается в святого или, наоборот, в исчадие ада. Разговоры ведутся так, как если бы человек был жив или утрата только что случилась. Постоянно ощущается безнадежность, бессмысленность существования, человек утрачивает способность радоваться, выполнять ежедневную работу или устанавливать отношения с людьми. Если понимаете, что Вам тяжело справиться с утратой самостоятельно - обращайтесь за профессиональной помощью, где получите шанс облегчить эмоциональные переживания и в безопасной обстановке "прожить" горе .
Факторы, предотвращающие травматизацию
Психологическая травма — распространенное явление, в современной жизни встречается повсеместно. И вполне может быть вызвана даже благоприятными, на 1-й взгляд, событиями. Травму можно исцелить, но лучше — предотвратить. Кто же получает травму? И как можно ее избежать? Способность человека реагировать на грозящую опасность зависит от ряда факторов: 1-й фактор. САМО СОБЫТИЕ. Насколько сильно угрожающее? Как долго продолжается? Как часто повторяется? Единичное событие (интенсивное, продолжительное) может нести как большие проблемы, так и незначительный урон. Несчастные случаи (частые, повторяющиеся, с угрозой для жизни) могут травмировать существенно или умеренно. А вот война, насилие в детском возрасте — это чрезвычайно травматические события, которые могут превосходить индивидуальные ресурсы выживания. 2-й фактор. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (личностные и физические). Есть люди в конституциональном (генетическом) отношении, которые являются более устойчивыми к стрессовым событиям, чем другие. Большое значение имеет сила, скорость и общая физическая форма, а также — возраст человека, уровень его физиологического развития и устойчивости. Важно также учитывать, что слабое здоровье, постоянный стресс, переутомление, плохое питание имеют тенденцию подтачивать силы. 3-й фактор. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА и жизненные обстоятельства личности в момент травматического события. Поддержка (или ее отсутствие) со стороны семьи или друзей может оказать огромное влияние. Наличие (или отсутствие) социальных связей, контактов с общественностью, групп поддержки, психологической помощи также оказывают соответствующее влияние. 4-й фактор. ЗНАНИЯ-УМЕНИЯ-НАВЫКИ (ЗУН) и способность к обучению. Младенцы и маленькие дети, или любой другой человек, у которого нет достаточного опыта и умения, чтобы справиться с угрожающей ситуацией, в гораздо большей степени подвержены травматическому воздействию. Например, остаться одному в холодной комнате для младенца будет невыносимо, для ребенка 4 -7 лет - пугающе, а для подростка и взрослого - слегка .неприятно. Взрослому человеку не только легче вынести холод и одиночество, он также обладает ЗУН - умеет протестовать, найти обогреватель, искать выход из комнаты, надеть теплый свитер, растереть руки (что недоступно для младенца). Именно поэтому многие травматические реакции часто уходят своими корнями в раннее детство. Важно помнить о том, что сила травматической реакции не зависит от того, как выглядит вызвавшее ее событие в глазах любого другого человека. 5-й фактор. СПОСОБНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ ОПАСНОСТИ - как индивидуально переживаемое ощущение. Некоторые люди чувствуют себя вполне способными защититься от опасности, а другие — нет. Это переживаемое чувство уверенности в собственных силах определяется доступными человеку ресурсами (помогающими справиться с ситуациями угрозы), которые бывают внутренними и внешними. ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ - все то, что предоставляет нам окружающая среда в плане потенциальной защиты (пример - дерево, камни, убежище, оружие, соратник) + есть способность и достаточный уровень развития, чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами. Пример внешнего ресурса для ребенка – любящий взрослый, безопасное место (где нет насилия), любого вида предметы (животное, мягкая игрушка) и фантазии (ангел, фея и др).. ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ – внутреннее ощущение человеком самого себя, включает психологические установки, переживания, инстинктивные реакции (неотъемлемую часть организма), как заданные программы, управляющие базовыми биологическими реакциями (еда, сон, репродукция, защита). Нервная система здорового человека выдвигает на 1-й план эти природные защиты всякий раз, когда появляется какая-либо угроза. Например: когда рука вдруг резко поднимается вверх, чтобы защитить от летящего мяча, незамеченного сознанием, или когда веком закрывается глаз за долю секунды до того, как влетит мусоринка. 6-й фактор. ПРОШЛЫЙ ОПЫТ – про былые успехи и неудачи. Тот прежний опыт оказывает колоссальное влияние на то, станет человек использовать свои внутренние и внешние ресурсы, или нет, а также будет ли он в состоянии использовать собственные «инстинктивные планы» в действии, или нет. Сказывается опыт прошлых успехов или неудач в похожих ситуациях. Положительный опыт будет укреплять внутреннее ощущение полноты собственных ресурсов, и способность предотвратить личную травматизацию перед лицом повторного угрожающего события. А социальная поддержка, в частности, психологическая помощь, может не только позволить "пересмотреть" былые неудачи и исцелить травму, но и укрепить ЗУН, ресурсы (внутренние и внешние), личностные особенности, для последующего противостояния травмирующим событиям.
Показать еще записи в дневнике