←  Все записи в дневнике

Дневник:   Итог по детскому эпигенезу - задачи, кризисы, проблемы.

Подведу итоги детским кризисам. Напомню, что эпигенез связан с 3 стадиями и 3 кризисами детского развития.

–1.1.ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (1й год жизни)

ЗАДАЧА. Переход от биологического к социальному типу развития, овладение диалогом, взаимодействие с предметами, обособление от взрослых.
КРИЗИС. Распад «МЫ» и появление «формы-Я» (разрушение прежнего слияния с матерью). Проявляется в мрачности, плаксивости, нарушении сна, утрате аппетита, др. Резкое стремление к независимости + обострение чувствительности к влиянию.
НОВОЕ (образование/способности): Хождение и развитие речи, как свидетельство преодоления ребенком предыдущей стадии развития. Вместо единства матери и ребенка, появляются двое – взрослый и дитя.
ПРОБЛЕМЫ. Нарушение привязанности и близости с Другими. Нет доверия, тревожность. Беспомощность. Оральная фиксация «Хватать, брать, поглощать». Заболевания и др.

–1.2.МОТОРНАЯ СТАДИЯ (1-4 г)

ЗАДАЧА. Видоизменение предыдущих отношений ребенка и родителей. Самостоятельное удовлетворение потребностей (Я сам). Стремление быть как взрослый (в делах, в поведении).
КРИЗИС. Негативизм (отказ подчиняться). Упрямство (настаивает на своем). Непокорность (протест против порядков, запретов). Произвол (бунт против опеки). Капризность (делает все наоборот).
НОВОЕ. Стремление к автономности. Отделение себя от взрослых. Желание подражать их действиям. Кризис 3х лет разрешатся при переходе к игровой деятельности
ПРОБЛЕМЫ. Компульсивность, сложности с автономией, телесное перенапряжение, проблема «дать» (жадность/транжирство). Болезни и др.

–1.3ЭДИПАЛЬНАЯ СТАДИЯ (4-7 лет)

ЗАДАЧА. Эдип + Ролевые игры и приобщение к миру взрослых. Затем переход от игры к новой деятельности – учебной. Формирование внутренней потребности к такому изменению.
КРИЗИС. Перестаёт радовать игра. Утрата детской непосредственности. Неуравновешенность, вспышки гнева/плача, глубокая обида, избегание общения.
НОВОЕ. Расширение познавательной, эмоциональной, сенсорной, мотивационно-волевой сфер. Развитие самосознания и самооценки. Появление внутренней речи (моральной саморегуляции), переживаний, которые ребенок скрывает (не показывает взрослым).
ПРОБЛЕМЫ. Преждевременное взросление. Эдипов конфликт. Регресс, отказ от взросления, заторможенность. Фобии. Отсутствие готовности к школе, нет стремления к овладению новым (знания,др). Заболевания.

Таким образом, каждый возрастной рубеж нацелен на новый виток психологического роста и развития личности, однако неизбежно сопровождается кризисом и детскими переживаниями из-за ломки старого. При затруднениях в прохождении – возможны заболевания, в т.ч. психосоматические. О детской психосоматике подробнее напишу в последующих статьях.

#психологияразвития, #эдиповкомплекс, #развитиедетей, #возрастныекризисы, #развитиеличности,