Эдип. Ролевая игра
←  Все записи в дневнике

Дневник:  Эдип. Ролевая игра

Возраст 4– 6 лет ставит очередную серьезную задачу перед ребенком. И прежде, чем перейти к латентной фазе, необходимо разрушить Эдипов комплекс.

Это период еще большего стремления к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.
К жизни взрослых ребенок приобщается:
1)через овладение предметным миром и помощи родителям (в действиях)
2)через подражание взрослым (в мыслях, в воображении)
3)через игру со сверстниками (игровая идентификация со взрослыми)

Особенность этого периода – сюжетно-ролевые ИГРЫ, влияющие на развитие ребенка (мышление, поведение, волю) и на его творческую деятельность (фантазию, конструирование, символизацию). В таких играх он и актер, и автор, и декоратор. Он учится моделировать межличностные отношения, расширяет познания (о правилах жизни, о других людях, о своем Я и саморегуляции).

Игры очевидны в этом возрасте. А что ускользает из поля зрения родителей? Это психо-сексуальное становление ребенка. Примеряя на себя отцовскую и материнскую роль, он не только идентифицирует себя с родителями, но и попадает в своеобразный «треугольник», стремится «завладеть» любовью и вниманием одного из родителей (при этом злится на 2-го).

Мальчик может агрессивно захватывать внимание матери (агрессивность – подтверждение его сексуальности), если мать гордится им, это триумф для него. И наоборот, если мать пресекает мальчишескую агрессию, тогда отсекает и проявление его сексуальности («урожай» поспеет в его взрослости). Не бывает сексуальности без агрессии, агрессивный компонент сексуальности может проявляться через игру со сверстниками (воинственные роли). Девочки в это время разыгрывают «готовность к нападению», «открытые границы».

Задача возраста – снизить либидинозный заряд (через сублимацию, преобразование в нежные побуждения). При соучастии взрослых, постепенно формируется здравый смысл, умение контролировать свои импульсы.

Таким образом, возрастной задачей, помимо «Инициативы в ИГРЕ» (ведущей деятельности и естественного развития ребенка) является также переработка ЭДИПА. Эдипов комплекс должен быть прожит и обработан, его невозможно избегнуть/вытеснить без последствий. О нарушениях и осложнениях – в следующей статье.

#психологияразвития, #эдиповкомплекс, #возрастныекризисы