←  Все записи в дневнике

Дневник:   2-й этап Эпигенеза = Автономия /Компульсия

Второй этап возрастной периодизации очень насыщен и по своему содержанию, и по сложностям, с которыми приходится сталкиваться. Начало периода связано с понятиями «Дифференциация», «Сепарация», его кульминация –с «Рапрошман», «Компульсия», завершение -«Автономия». Ниже описаны основные задачи и условия оптимального развития 2го возрастного этапа, длящимся примерно три года (от достижения ребенком 8-10 мес до 3,5-4х лет).

Младенчеству (предыдущей стадии развития) свойственно наличие «Симбиоза» (слияния матери и ребенка, до 5 мес). В возрасте 6ти месяцев происходит «прорыв скорлупы симбиоза» и постепенная дифференциация малыша от матери. Начинается исследование мира (ползание, первые шаги).

С появлением навыка хождения (около 10 мес), расширяется охват пространства и доступ к новым предметам, и тогда «сепарация» (отдельность) от матери стаёт более очевидной. Ребенок в эйфории, в упоении свободой и открытиями. Однако он всё еще очень нуждается в материнской поддержке (опоре) и эмоциональной «дозаправке».

К 1,5 годам первичный восторг от моторных навыков сменяется упадническим настроением (депрессивные тенденции), начинает лезть на руки, липнуть к маме, требовать ее внимания. Это стадия воссоединения или «рапрошман» (сближения). Важнейшая материнская задача – принятие, поддержка, утешение малыша. При благоприятном прохождении данной стадии, ребенок получает ЦЕННЕЙШИЙ ОПЫТ – обучается самоутешению, самоуспокоению (интернализует образ утешающей матери внутрь себя).

С 2х лет – активная социализация, приучение к порядку, режиму, горшку. Ребенок проявляет упрямство, «я сам», контроль процессов (желудка, одевания, еды, сна), агрессивность (ломает, бьет). Его агрессия, с 1й стороны, дает ему удовлетворение (овладение взрослым поведением), а с 2й стороны – пугает его. Появляются амбивалентные чувства «люблю родителей и ненавижу их» - 1й конфликт, рост тревоги. Одним из способов совладания с тревогой – компульсивные действия (повторы, ритуалы, 1000 раз одна сказка).

Трудности прохождение этого периода отражаются на дальнейшей жизни (сбои, фиксации).


#психологияразвития, #развитиедетей, #возрастныекризисы