←  Все записи в дневнике

Дневник:   О ролевых схемах

В ходе межличностной коммуникации (в силу низкого уровня ролевой социализации и ролевой компетентности) нередко возникают сложности, отрицательно влияющие на осуществление взаимодействия и приводящие к ролевым конфликтам.

Недостаточно сформированные «ролевые схемы» (с учетом когнитивных, поведенческих и др структур) ведут к проблемам в семейных отношениях, как на стадии зарождения пары, так и на дальнейших стадиях формирования семьи.

Чтобы разобраться в ролевых стереотипах, ролевых установках, выявить ограничивающие программы и блокирующие когнитивные структуры создаются разносторонние психологические программы для трансформации (видоизменения, расширения) существующих ролевых схем и снижения ролевой проблематики.

Широкое распространение имеет «role-training» - тренинговая ролевая игра, для выработки определенных поведенческих навыков и «social role-training» - тренинговая ролевая игра, включающая социально-педагогической функции, и преследующая терапевтические цели.

Сопровождаемая обучением, ролевая игра может быть чрезвычайно полезной. Используя техники «обмен ролями», «зеркало», «дублирование» и др., можно на собственном опыте ознакомиться с ролью, а также с тем влиянием, которое оказывает свое поведение на других. Разновидностью является «ситуационная игра», цель которой заключается не столько в обучении адекватной ролевом поведении, сколько умению справляться с трудными ситуациями, в частности, выхода из кризиса.


Ролевая игра в психотерапевтическом пространстве, с использованием, например, психодраматических средств, способна предупредить возникновение ролевой ригидности, предотвратить ролевой дезинтеграции и атрофии ролей, отучить от привычной роли и попробовать новые конструктивные роли.

Ролевая игра служит к тому же интеграцией ролей, при включении новой роли в жизни человека (так, роль супруга в жизни закоренелого холостяка, дается с большим трудом). Ролевые игры могут облегчить интеграцию ролей, нередко позволяя сделать это еще до того, как возникнут обусловлены ролевыми конфликтами сложности, и тем самым способствуя психогигиене .


Кроме когнитивных и поведенческих факторов при ролевой коррекции особое внимание уделяется также эмоциональным факторам. Ролевое переживания, как детерминанта роли, представляет собой эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности. Выполнение роли происходит как на поведенческом, так и на чувственном уровне. Чувственный компонент может быть скрытым (не проявленным внешне, или при кажущейся роли), при этом переживание может быть даже сильнее, чем в ситуации реальной роли.

В терапевтическом пространстве возможно не только "ролевое переживания" , но и переработка травматического опыта (включающая элементы ролевого поведения и творческого самовыражения). Ролевые переживания в отдельных случаях поднимаются до уровня духовного наслаждения, в других - выступают как очистительный катарсис, является эффективным средством как для формирования личности, так и для выхода ее из кризиса.


Цель ролевой коррекционной работы - способствовать выходу из ролевой кризиса личности и формирования ролевой компетентности.

Ролевая компетентность - это способность личности оперативно владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности, жизнетворчества, и состоит из

1) «ролевой вариативности» (многообразие репертуара психологических ролей личности),

2) ролевой гибкости (умение легко переходить от одной роли к другой, не застревать, особенно на неконструктивных ролях, которые превращаются в источник психологических проблем)

3) ролевая глубина (опора в ролевом поведении не на внешнюю подструктуру роли, экспектации, а на глубинные составляющие, ролевую Я-концепцию, ролевое переживание) .


Ролевая глубина определяет способность к произвольному изменению силы ролевых переживаний, от полного их исчезновения (в случае отказа от неконструктивных или патогенных ролей) к чувству потрясения и катарсиса, а «ролевая децентрация» формирует способность к перевоплощению (принятие на себя психодраматических ролей), к ролевой эмпатии (принятие роли другого человека, умение посмотреть на мир с точки зрения его ролевой Я-концепции), к ролевой рефлексии (умение оценить собственный ролевое поведение со стороны).


Итак, ролевая компетентность способствует не только расширению репертуара ролей, в том числе жизненных ролей личности, но и ведет к высвобождению патогенных эмоций, накопившихся от неконструктивных ролей, а также создает механизмы психотерапевтического воздействия для выхода из ролевого кризиса. Содействие гармоничному принятию жизненных ролей позволяет снизить остроту кризиса и облегчить поиск путей выхода из него, дает дополнительные средства психологической помощи человеку в кризисной ситуации.