←  Все записи в дневнике

Дневник:   Концепции и суть ролевой коррекции

Общеизвестно, что ролевые конфликты и кризисы отрицательно влияют не только на осуществление взаимодействия, но и на психическое здоровье личности. Необходимость разработки концепции ролевой психокоррекционной работы является весьма актуальной и с этим соглашается большинство исследователей. Анализ научной литературы выявил работы психологов, вырабатывающих концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.

Одной из ведущих концепций является психолого-педагогическое сопровождение в исследовании ролевой социализации, ролевых стереотипов, ролевых установок, ролевой компетентности с целью выявления ограничивающих и блокирующих когнитивных структур или «ролевых схем», для последующей их трансформации (видоизменение, расширения) и снижение ролевой проблематики (в ходе специально созданных поддерживающих программ). Коррекцией ролевых схем занимались Г. Олпорт, С. Фиске, С. Тейлор, Г. Зайонц, вопросами социализации и ролевых стереотипов (в том числе гендерных) занимались В.Д. Владимирович, Ю.Е. Гусева, Л. Штилева, ролевыми стереотипами и проблемами встречающимися на жизненном пути - Н.П. Реброва, М.Л. Сабунаева, П.В. Румянцева, анализом ролевых установок и конфликтов - Л.М. Ожигова, А.Л. Данилова, ролевыми проблемами в межличностной коммуникации - М.И. Кошенова, М.В. Сафонова, И.С. Клецина, др.

Концепцию ролевой коррекции, можно обнаружить также в работах Н. Гросса, Дж. О'Нил, Дж. Иган, предложившие в качестве терапии «ролевое путешествие», с попыткой разобраться в том, каким образом стереотипы привели к негативным последствий, как в самой личности, так и в ее окружении. Цель терапии - добиться, в конечном счете, ролевых изменений в себе и раскрыть другим глаза на возможные опасности. Авторы разработали и оценили план работы мастерских, которые должны облегчить это ролевое путешествие.

Робертс Каролла с коллегами доказывают важность применения подхода «осознанной роли» при работе со всеми пациентами. Этот подход включает в себя понимание того, как на пациента повлияли ролевые стереотипы и социализация. Однако Левант, применяя данный подход указывает, что одной терапии «осознание роли» мало, и в процессе лечения от терапевта может понадобиться наличие дополнительных умений, направленных на формирование новых навыков и моделей поведения у пациента, которые не соответствуют критериям его традиционной роли, и наиболее сложное - столкнуться с открытым выражением чувств.

Как видно, в указанных концепциях авторы для решения ролевого конфликта опираются преимущественно на когнитивный фактор. В то время как Левант подчеркивает, что кроме осознания роли, важно работать с чувствами и ролевыми моделями поведения.

Следующим направлением ролевой коррекционной работы является поведенческая терапия, то есть видоизменение «патологических» ролевых форм взаимодействия, формирования новых паттернов поведения, расширение коммуникативных навыков и др. Ярким примером такой терапии является использование ролевых игр (Ф. Клаус, С. Гиппиус, И.М. Калинаускас, Г. Лейтсо, В. Ромек, Н. Цзэн, М. Кипнис, Я. Стюарт, М. Джеймс, Т.Л. . Крюкова). Различают «role-training» - тренинговая ролевая игра, для выработки определенных поведенческих навыков и «social role-training» - тренинговая ролевая игра по социально-педагогической функции, преследующей терапевтические цели.

Сопровождаемая обучением, ролевая игра может быть чрезвычайно полезной. Используя техники «обмен ролями», «зеркало», «дублирование» и др., Можно на собственном опыте ознакомиться с ролью, а также с тем влиянием, которое оказывает свое поведение на других. Разновидностью является «ситуационная игра», цель которой заключается не столько в обучении адекватной ролевом поведении, сколько умению справляться с трудными ситуациями, в частности, выхода из кризиса.

Ролевая игра в психотерапевтическом пространстве, с использованием, например, психодраматических средств, имеет огромное значение не только для обучения определенной ролевой поведении, но и для выхода из ролевой кризиса. Она также способна предупредить возникновение ролевой ригидности, предотвратить ролевой дезинтеграции и атрофии ролей, отучить от привычной роли и попробовать новые конструктивные роли. Ролевая игра служит к тому же интеграцией ролей, при включении новой роли в жизни человека (так, роль супруга в жизни закоренелого холостяка, дается с большим трудом). Ролевые игры могут облегчить интеграцию ролей, нередко позволяя сделать это еще до того, как возникнут обусловлены ролевыми конфликтами сложности, и тем самым способствуя психогигиене.

Кроме когнитивных и поведенческих факторов при ролевой коррекции особое внимание уделяется также эмоциональным факторам. Ролевое переживания, как детерминанта роли, представляет собой эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности. Выполнение роли происходит как на поведенческом, так и на чувственном уровне. Чувственный компонент может быть скрытым (не проявленным внешне, или при кажущейся роли), при этом переживание может быть даже сильнее, чем в ситуации реальной роли.

Ролевое переживания по своим характеристикам близки к описанному Ф. Э. Василюком процессу переработки травматического опыта, и может рассматриваться как одна из его составных частей, особенно если эта переработка происходит в терапевтическом пространстве, включая элементы ролевого поведения и творческого самовыражения. Ролевые переживания в отдельных случаях поднимаются до уровня духовного наслаждения, в других - выступают как очистительный катарсис, является эффективным средством как для формирования личности, так и для выхода ее из кризиса.

Таким образом, более эффективная коррекционная работа подразумевает комплекс психологической деятельности, сочетающей и когнитивные, и эмоциональные и поведенческие факторы в личностной организации.



Литература

1. Благова Н.В. Пути преодоления ролевого кризиса личности: психотерапевтический аспект // Наталия Владимировна Благова: мат-лы Международной научно-практической конференции [«Состояние и перспективы развития педагогики и психологии в Украине и мире»], (Киев, 2-3 сентября 2016) // ГО «Киевская научная организация педагогики и психологии». – Киев, 2016. – С. 68-72.

2. Благова Н.В. Исследование личностного кризиса, обусловленного ролевыми диспозициями / Наталия Владимировна Благова // Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия: Психологические науки. – Херсон, 2016. – Вип.5. – C.103-108.

3. Благова Н.В. Ролевой кризис личности и дисфункции, влияющие на его проявление / Наталия Владимировна Благова // Украинский психолого-педагогический научный сборник. - 2016. - №8 (08). – С.82-85.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Василюк Ф.Е.- М.: МГУ, 1984. - 187 с.

5. Психология жизненного кризиса / Отв.ред. Т.М.Титаренко – К.: Агропромиздат Украины, 1998. – 348с