←  Все записи в дневнике

Дневник:   О формировании ролевой компетентности

Цель ролевой коррекционной работы - способствовать выходу из ролевой кризиса личности и формирования ролевой компетентности. Согласно исследованиям многих ученых, таких как Э. Берн, А. Асаджиоли, И.С. Клецина, Я. Морено, Т.М. Титаренко, П.П. Горностай, «ролевая компетентность» - это способность личности оперативно владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности, жизнетворчества, и состоит из

- «ролевой вариативности» (многообразие репертуара психологических ролей личности),

- «ролевой гибкости» (умение легко переходить от одной роли к другой, не «застревать», особенно на неконструктивных ролях, которые превращаются в источник психологических проблем),

- «ролевой глубины» (опора в ролевом поведении не на внешнюю подструктуру роли, экспектации, а на глубинные составляющие, ролевую Я-концепцию, ролевое переживание).

«Ролевая глубина» определяет способность к произвольному изменению силы ролевых переживаний, от полного их исчезновения (в случае отказа от неконструктивных или патогенных ролей) к чувству потрясения и катарсиса, и включает в себя:

- ролевую децентрацию - формирует способность к перевоплощению (принятие на себя психодраматических ролей),

- ролевую эмпатию - принятие роли другого человека, умение посмотреть на мир с точки зрения его ролевой Я-концепции,

- ролевую рефлексию (умение оценить собственное ролевое поведение со стороны).



Таким образом, ролевая компетентность способствует не только расширению репертуара ролей личности, но и ведет к высвобождению патогенных эмоций, накопившихся от неконструктивных ролей и травмирующих внешних факторов, а также создает механизмы психотерапевтического воздействия для выхода из ролевого кризиса. Содействие гармоничному принятию жизненных ролей позволяет снизить остроту кризиса и облегчить поиск путей выхода из него, дает дополнительные средства психологической помощи человеку в кризисной ситуации.


Литература

1. Благова Н.В. Пути преодоления ролевого кризиса личности: психотерапевтический аспект // Наталия Владимировна Благова: мат-лы Международной научно-практической конференции [«Состояние и перспективы развития педагогики и психологии в Украине и мире»], (Киев, 2-3 сентября 2016) // ГО «Киевская научная организация педагогики и психологии». – Киев, 2016. – С. 68-72.

2. Благова Н.В. Исследование личностного кризиса, обусловленного ролевыми диспозициями / Наталия Володимировна Благова // Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия: Психологические науки. – Херсон, 2016. – Вип.5. – C.103-108.

3 Благова Н.В. Ролевой кризис личности и дисфункции, влияющие на его проявление / Наталия Владимировна Благова // Украинский психолого-педагогический научный сборник. - 2016. - №8 (08). – С.82-85.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Василюк Ф.Е.- М.: МГУ, 1984. - 187 с.

5. Психология жизненного кризиса / Отв.ред. Т.М.Титаренко – К.: Агропромиздат Украины, 1998. – 348с

6. Социология: Полный курс / авт. – сост. Т.П. Ритерман.»: У-Фактория; АСТ; Екатеринбург; М.; 2009