Женщина - Дневник

Мой дневник

СВЯЗЬ «СТРУКТУРЫ» и КРИЗИСА
В предыдущей статье была описана структура личности (как многоуровневая система), компоненты которой причудливо переплетаются между собой и определяют уникальную своеобразность Человека. . У каждого из нас перечисленные компоненты (конституциональные, психологические, духовные, социальные) имеют разную «весомость» в структуре: есть более значимые, и малозначимые. И когда затрагиваются те, что имеют фундаментальное значение, особый смысл в жизни человека - наступает непомерный дисбаланс в психике, влекущий за собой кризисные процессы, различающиеся содержанием. . К примеру: - для одного человека смысложизненным является его телесность (трагически переживает возрастные изменения), - для другого - трудовая деятельность (лишиться работы равнозначно потере Себя) - для третьего – семья (переживает развод как крах личности, но потеря работы вовсе не тревожит) - для четвертого – духовность, музыка, искусство (но карьера, или старение кожи почти не беспокоят) . Так, если на «ЧАШЕ личностных весов» перевешивает УРОВЕНЬ-1 «Свойства организма», где актуальны половозрастные особенности, влечения, телесная чувствительность, бессознательные мотивы, тогда высока вероятность наступления: – кризиса развития – возрастного кризиса – психосоматического сбоя . Если перевешивает УРОВЕНЬ -2 «Психологических свойств» (эмоции, когниции, поведение, способности, мотивация), проявляется: – кризис индивидуальности – психологический кризис – творческий кризис . Когда весомым является УРОВЕНЬ-3.1 «Социальных свойств» (права и обязанности, социальные роли), возможен: – семейный кризис – профессиональный кризис – кризис идентичности . На УРОВЕНЕ -3.2 «духовных свойств» (ценности, смыслы, идеалы, воззрения, духовно-религиозная позиция): – экзистенциальный кризис – смысложизненный кризис – психодуховный кризис . Очевидно, что многообразие кризисов вписывается в структуру личности. Понимание данного соотношения позволяет увидеть корни проблемы и связующие звенья, что может помочь в практической деятельности при разрешении конкретного запроса. . #психологияЛичности #ПсихологияРазвития #ЛичностныйРост #кризисЛичности #личростБН #психологБлаговаНаталия
В ЧЕМ ПОДВОХ ?
В структуре личности, на 1-й взгляд, кажется всё понятным. Но есть подвох - бессознательные процессы. Это то, что вызывает наибольший интерес и сложности на практике. Возникают вопросы: . - Отчего бессознательные импульсы имеют такой мощный заряд? - Как в личностной структуре возникают «дыры»? - Из-за чего огромный внутренний пласт не осознается? - Почему структуру «перекашивает»? - Куда исчезло «личное», при чрезмерно раздутом «ложном»? - Почему вновь и вновь омрачается жизнь? - Что мешает вырваться из «замкнутого круга» обстоятельств? - И много-много др. … . «Бессознательное» - НЕ означает вымышленное, эфемерное, НЕ существующее. Наоборот, оно реально проявляет себя через действия (активные или пассивные), случайные акты (поступки, ошибки, оговорки), эмоции, сны и т д. . Оно может быть вполне заметным для окружающих, а для самого человека - нет (невидимо, скрыто, стерто). Бессознательные процессы, будучи вытесненными из сознания, «заставляют» человека «плясать под свою дудку». А самой личности остается лишь сетовать на судьбу. . Отсюда множество не состыковок, усложняющих практическую деятельность психолога. И помимо простого схематичного подхода к личностной структуре, требуется еще распутать «клубок» бессознательных мотивов (на что затрачивается гораздо больше времени). . #психологияЛичности #ПсихологияРазвития #ЛичностныйРост #кризисЛичности #личростФБ #психологБлаговаНаталия
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
СТРУКТУРА личности представляет собой многоуровневое образование, со сложными переплетениями. Каждый уровень автономен и сосуществует с другими, имеет с ними многозначные связи. Личность представляет собой интегральную ЦЕЛЬНУЮ систему, и невозможно буквально отделить один уровень от другого, поэтому ученые делают подобное разграничение условно. Максимально упрощенно это выглядит так: 1. Уровень свойств организма: – конституциональный (пол, возраст, темперамент, мозг и нервная система, биохимия, др) – потребностный (влечение к жизни, влечение к смерти, импульсы, др) – чувственный (порог чувствительности и рецепторы вкуса, слуха, ощущений, др) – индивидно-психический (бессознательные мотивы, уровень скрытой агрессии, др) 2.Уровень психологических свойств: – эмоциональный (аффекты, переживания, привязанность, любовь и ненависть, др) – когнитивный (интеллект, установки, убеждения, знания, стиль общения, способности, др) – поведенческий (навыки, умения, деятельность, паттерны, взаимодействия, др) – черты характера, воля, мотивация, осознанность, Я-концепция. 3.Уровень социально-духовных свойств – социальный (статус, социальные роли) – мораль (этика, нормы, ответственность, права и обязанности) – мировоззрение (картина мира, идеалы, эстетика, ценностные ориентации) – духовный (религиозность, духовная позиция, трансперсональный опыт, др). Таким образом, в ТЕОРИИ и научном пространстве Личность представлена как целостная структура с иерархией компонентов. Дипломные и диссертационные работы (в области общей и дифференциальной психологии) пестрят схемами и зарисовками личностной структуры. Моя диссертация – не исключение, также содержала визуально привлекательные плеяды. Однако на ПРАКТИКЕ не так всё просто и возникает множество вопросов, потому что один уровень вплетается в другой и витиевато расходится в третий. Проблема может быть ярко выражена на третьем уровне, но ее корни углубляются во 2й и 1й. #психологияЛичности #ПсихологияРазвития #ЛичностныйРост #кризисЛичности #личростБН #психологБлаговаНаталия
ОСНОВНОЙ ФОКУС
Каждый человек, на пути становления своей Личности (от младенчества до взрослости) подвергается разного рода воздействиям как благотворного (+), так и травмирующего (-) характера. Соотношение силы и частоты этих (+) и ( -) факторов, сказываются на специфике личностной организации, что определяет особенности дальнейшего выбора и предпочтений, стиля взаимодействий, жизненного «почерка» Человека. При изучение Личности основной ФОКУС делается на: 1) РАЗВИТИЕ. История. Динамические процессы, поддерживающие психологический рост. Движущие силы психики. Ограничения и препятствия в развитии. 2) АДАПТИВНОСТЬ. Фазы развития. Контакты и социум. Способы приспособления к постоянно изменяющимся внешним реалиям. Психологические защиты. Помехи в адаптации. 3) УСТОЙЧИВОСТЬ. Особенности формирования личностной структуры. Опоры, ресурсы и копинг-стратегии. Навыки «совладания» при потерях, утратах, горевании, травмирующих событиях. И психология личности, как научный подход, изучает целостную картину ЛИЧНОСТИ (с учетом динамики душевной жизни и индивидуальных различий) в её взаимосвязях с СОЦИУМОМ. Рассматривает как внешнюю (Персона), так и внутреннюю (Самость) сторону человека. В «Развитие» Личности (на ранних этапах ее становления) свой вклад вносят семейная, воспитательная и образовательная система, закладывающие психологический базис Человека. В ходе развития формируется «Адаптивность» и «Устойчивость», которые могут быть как достаточно выраженными, так и хрупким и неустойчивым. Возможность их укрепления предоставляется посредством: - САМОРАЗВИТИЯ - усердное самостоятельное движение к личностному росту - ТРЕНИНГОВ – психологическая «прокачка» необходимых навыков - ПСИХОЛОГА – бережная, кропотливая реставрационная помощь. В дальнейших статьях Вы найдете более подробную информацию о способах саморазвития, о тренингах и психологической помощи. #психологияЛичности #ПсихологияРазвития #ЛичностныйРост #кризисЛичности #личростБН #психологБлаговаНаталия
Показать еще записи в дневнике